Влияние сказки на формирование личности

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошколь­ном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вби­рает и хранит в себе народную мудрость, особенности нацио­нального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимуще­ственно с участием волшебных, фантастических сил, — гово­рится в словаре СИ. Ожегова.

Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со време­нем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвисти­ческий подход анализирует эволюцию сказки как устной тра­диции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, линг­висты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоана­литический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и ком­плексов человека.

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт ис­пользования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ре­бенка является потеря смысла жизни и обрести его может по­мочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбу­дить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поко­ления в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудро­сти, опыта, результатом работы человеческого сознания и под­сознания. Сказка является элементом культуры народа, отра­жая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, ост­роумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивно­сти с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуаль­но-психологические черты и проекции того, кто ее писал.

По мнению Д.Соколова, народные сказки характерны тем, что:

—  время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры — очень давно;

—  сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;

—  сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, В отличие от мифов, которые также являются сгустком чело­веческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее — смертью ни в чем неповинных ее детей);

—  сказки могут служить матрицами и источником инфор­мации при образовании основных форм поведения и жизнен­ных сценариев;

—  сказки влияют на человека преимущественно на бессоз­нательном уровне. 

Психологический анализ сказок

Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описа­ние возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может объяснить ребенку «что будет, если…». Сказка про ко­лобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка — как важно влияние труда на счастливую жизнь.

Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаи­модействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж мо­жет описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына.

Психосинтез рассматривает героев сказки как су б личности, части «Я» одного человека.

Важной чертой сказки является трансформация. Некто ма­ленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о по-взрослении. К.Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что ребенка сказка движет впе­ред, а взрослого возвращает назад, в детство.

Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье — по одной дороге пойдешь — коня потеряешь, по вто­рой — смерть свою найдешь, по третьей пойдешь — себя потеря­ешь); отношение к смерти, умение принимать решения, спо­собность быть свободным и независимым.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь рит­мичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и вну­шать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сце­нарии.

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

  1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация — это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внеш­не неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять по­зицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки дол­жны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки — «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Тере­мок», в которых обязательно присутствие маленького съедоб­ного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчива­ются «не в пользу» главного героя — вытягивают «на свет» реп­ку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съе­дает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителя­ми («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Ко­лобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.
  2. Освоение морально-этических норм поведения. В рус­ских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпе­ние («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполне­ны ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой соверша­ет отрицательные поступки, хороший — добрые.
  3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергают­ся испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
  4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предла­гает ребенку различные модели поведения. В результате про­слушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он при­обретает качества, необходимые для решения трудных ситуа­ций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от исполь­зования различных ресурсов.

5.    Катарсис и снятие психоэмоционального напряже­ния. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмо­циональному .выражению. Снятие эмоционального напряже­ния происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок по­строен в этой же логике: встреча с противником, борьба, побе­да героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царев­на», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

  1. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной ста­дии развития) — стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особен­ностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной ге­роини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро коз­лят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизнен­ные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расши­рением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков от­сутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновь­ях. Для девочек — сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобрать­ся в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из жела­ния поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся со­общить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой иден­тичности, понимания своей половой принадлежности, основан­ной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я — мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресо­ванные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк » и др., и девочкам: «Морозко», «Се­стрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошеч-ка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глу­бокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавис­тное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке вы­разить амбивалентные чувства по отношению к матери.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Локализовано: шаблон под Wordpress
Побежали наверх!Побежали наверх!